Menu
RSS
A+ A A-

К марту 2022 года будут разработаны нормы об ответственности госкомпаний за невыполнение квот по закупкам отечественных товаров

Минпромторг РФ должен к марту текущего года подготовить нормы об ответственности госкомпаний за невыполнение квот по закупкам товаров российского производства, следует из правительственного распоряжения об утверждении плана законопроектной деятельности правительства РФ на 2022 год.

По этому плану министерство в марте должно внести в правительство законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение минимальной обязательной доли закупок российских товаров отдельных видов и минимальной доли закупок товаров российского происхождения.

В сентябре этот законопроект предполагается внести на рассмотрение в Госдуму РФ.

Минпромторг сообщал о планах по дополнению КоАП положениями о введении административной ответственности за несоблюдение госкомпаниями квот по закупкам российской промышленной продукции еще в начале прошлого года.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков в марте 2021 говорил, что проект соответствующих поправок в КоАП уже подготовлен и направлен в правительство РФ. Впрочем, он добавлял, что по этим поправкам есть разногласия.

При этом Осьмаков отмечал, что есть три варианта порядка введения ответственности за несоблюдение квот. Один из них предусматривает перенос момента начала применения административных санкций на один год, чтобы было время собрать информацию о том, как работает механизм квотирования, какие ошибки и проблемы в его работе встречаются.

Второй вариант - введение ответственности точечно в отношении одного сегмента, например, только радиоэлектронной промышленности в качестве эксперимента.

Третий вариант - введение ответственности за несоблюдение квот по закупкам российской промпродукции в полном объеме и сразу.

Василий Осьмаков отмечал, что отсутствие в настоящее время формализованной ответственности за невыполнение квот не означает, что квоты можно не выполнять. Минпромторг направил в контрольно-надзорные органы (прокуратуру, Счетную плату и т.д.) обращение с просьбой учитывать при проверках госкомпаний выполнение ими требований по соблюдению ими национального режима закупок. В том числе, в части выполнению квот.

Правительственные постановления об утверждении квот на закупку госзаказчиками 107 видов товаров (по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) и на закупку госкомпаниями 251 вида товаров российского производства или произведенного в странах ЕАЭС вступили в силу с января 2021 года.

Этими документами утверждены перечни товаров, подпадающих под квотирование, и размер квот на 2021-2023 годы.

В перечни вошли различные виды медтехники и медицинского оборудования, промышленной продукции, продукции легкой промышленности, радиоэлектроники, и т.д.

При учете госзакупок и закупок госкомпаниями товаров производства РФ и ЕАЭС учитываются только те товары, которые включены в российский и евразийский реестры промышленной продукции, реестр российской радиоэлектронной продукции.

Поправки к законам "О контрактной системе" (44-ФЗ) и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), предусматривающие введение механизма квотирования закупок госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции, были приняты летом 2020 года.

По данным Минпромторга, в 2020 году доля российской продукции в госзакупках выросла до 57% с 49% в 2019 году - госзаказчики закупили товары российского производства на 1,7 трлн рублей (1,4 трлн рублей в 2019 году). На приобретение импортных товаров было затрачено 1,3 трлн рублей (1,4 трлн рублей в 2019 году).

В сегменте закупок госкомпаний рост доли закупок российской продукции оказался более значительным - 86% против 51% в 2019 году. То есть, в 2020 году госкомпании потратили на закупку товаров российского производства 4,7 трлн рублей (2,5 трлн рублей в 2019 году), а на закупку импортных товаров - 749 млрд рублей (2,4 трлн рублей в 2019 году).

Также в материалах Минпромторга ранее отмечалось, что в 2020 году значительно увеличилось число компаний и предприятий, информация о продукции которых включена в Реестр российской промпродукции (используется для подтверждения страны происхождения того или иного товара в рамках госзакупок и закупок госкомпаний). На конец 2020 года в этот реестр была включена информация о продукции 72 тыс. российских производителей (24 тыс. производителей на середину 2020 года).

Прежде регуляторы отмечали медленное наполнение Реестра российской промпродукции, что в свою очередь вызывает определенные затруднения у госзаказчиков и госкомпаний при проведении закупок - например, в рамках квотирования закупок товаров российского производства. В настоящее время часть из них отсутствует в Реестре российской промпродукции. Соответственно, заказчики не могут закупить гарантированно отечественную продукцию, что может в дальнейшем повлечь за собой административную ответственность.

Наверх
Заказать платную юридическую консультацию по 44-ФЗ

Сайты органов власти

Партнеры

Официальные торговые площадки

Официальные торговые площадки

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12

Ссылки спонсоров проекта